ЭФФЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСЕНСУСА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА: ВЫЗОВЫ И РИСКИ
Ключевые слова:
политический консенсус; мониторинг; платформа гражданских инициатив; многонациональная странаАннотация
В июне 2019 года ведущие политические силы Республики Молдова, которые во время избирательной кампании были политическими противниками и выражали различные геополитические предпочтения, сформировали поствыборную коалицию. Подобный широкий политический межпартийный консенсус не имел место ни разу в течение почти 30 лет. В таких условиях власти способны реализовать исторический шанс для Республики Молдова стать одним из государств, считающихся устойчивыми, цивилизованными, где успешно действуют законы, соблюдаются права и свободы человека.
Такие преобразования в Молдове имеют значение в условиях нынешней глобальной неопределенности и, в частности, в Европе. Эта ситуация вынуждает Республику Молдова строить гармоничную сбалансированную внешнюю политику, укреплять статус постоянного нейтралитета, провозглашенного Конституцией Молдовы, и добиваться ее признания на международном уровне по примеру таких стран, как Швейцария, Финляндия, Австрия, Ирландия, Мальта, Туркменистан и другие. Более того, конституционный статус постоянного нейтралитета является важным фактором для мирного разрешения существующего приднестровского конфликта.
В этом контексте властям Республики Молдова необходимо разработать программу развития страны и модернизации её экономического потенциала на ближайшие пятнадцать-двадцать лет. Среди основных приоритетов – создание единого правового демократического нейтрального многонационального государства, в котором каждый житель будет иметь гарантии для достойной жизни и уверенности в завтрашнем дне.
Библиографические ссылки
Lege Nr. 837 din 17.05.1996 cu privire la asociaţiile obşteşti. http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=327295&lang=1
Strategia de dezvoltare a societăţii civile pentru perioada 2018–2020. http://lex.justice./index.php?action=view&view=doc&lang=1&id=375430
Modernizarea social-politică a Republicii Moldova în contextul extinderii procesului integraţionist european. Chişinău: ÎS FEP „Tipografia Centrală”, 2018, p. 509.
Цвятков Н. Динамика социально-политической модернизации Молдовы в контексте «Восточного партнерства». В: Switzerland, Geneva, International trade and sustainable development, 2018, vol. 11. http://www.ictsd.org/bridges-news
Цвятков Н. Гражданское общество Республики Молдова: социальные и политические аспекты развития. Кишинев: Intellect Group (Tipogr. «Aberton Prim») 2017. 322 с.
Regulamentul cu privire la mecanismul desemnării procentuale, aprobat prin Hotărîrea Guvernului nr. 1286/2016. În: Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2016, nr. 416–422, art. 1382 http://lex.justice.md/index.php?action=view&view=doc&lang=1&id=367801
Roșca A. Puterea politică şi ordinea socială: interacţiune şi echilibru dinamic. В: Revista de Filosofie, Sociologie şi Știinţe Politice, 2007, №1, p.143.
Аникин В.И. Углубление взаимодействия институтов государства и гражданского общества: реальность и перспективы. В: Материалы международной научно-практической конференции «Гражданское общество Молдовы: проблемы и перспективы». Кишинёв, 2011.
Политология. Учебник по специальности «международные отношения». B 2-х томах. Том 1 / Коорд. Мошняга В., Руснак Г., Сака В., Сакович В. Кишинёв: CEP USM, 2008. 520 с.
Цвятков Н. Голос Приднестровья. Эхо великой страны. Кишинев: Intellect Group (Tipogr. «Aberton Prim»), 2016, 100 с.
Светличный Р. Государство и гражданское общество в Республике Молдова: дефицит диалога. B: Georgia and Moldova: Experience of Building Democratic State. International Scientific Conference. 26 February. 2016. Tbilisi, 2016. с.81-89.
Modernizarea social-politică a Republicii Moldova în contextul extinderii procesului integraţionist european.Partea 2-a. Chişinău: ÎS FEP „Tipografia Centrală”, 2019, p. 364.