МЕЖДУНАРОДНОЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Авторы

  • Лилия Рожкова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет»
  • Ольга Сальникова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет»

Ключевые слова:

франчайзинг; франчайзинговое предпринимательство; франшиза; франчайзер; Европейский Союз; Франция; Германия

Аннотация

Франчайзинг в современной экономике является одной из распространенных форм ведения бизнеса, т.к. позволяет создать новые рабочие места, формировать новейшие бизнес-идеи, создавать методы и технологии ведения малого бизнеса. Наиболее интенсивное развитие франчайзинга в ЕС наблюдалось в 1960–1970 гг. В настоящее время самыми распространенными сферами франчайзинга как во всем мире, так и в ЕС являются: розничная торговля (16 %), сфера быстрого питания и сфера обслуживания и в целом это распределение не значительно поменялась с 2010 г. Среди стран ЕС в этом лидерами рейтинга по числу франчайзеров являются Франция, Германия и Испания. Из стран ЕС самым крупным считается франчайзинговое сообщество Франции. Индустрия франчайзинга во Франции резко возросла за десять лет, так как все больше французских предпринимателей осознают преимущества данной бизнес-модели. Большинство франчайзинговых систем Франции относятся к продаже одежды и косметики (47 %), далее следуют отели и туризм, сфера услуг, а сфера быстрого питания. Рынок франчайзинга в Германии также является одним из крупнейших в ЕС и франчайзинг продолжает набирать популярность в Германии. Одна из самых больших привлекательностей открытия франшизы в Германии заключается в том, что в стране нет конкретных законов о франчайзинге, которые регулируют, как бизнес может работать, вести переговоры и расти. В настоящее время большинство франчайзинговых систем в Германии относятся к сфере услуг (43 %), за ними следуют торговля, гастрономия, туризм и отдых, а также ремесла, строительство и ремонт. Франчайзинг в Центральной и Юго-Восточной Европе менее развит, чем в Западной, в этих странах пока что сосредоточена значительная доля американских и западноевропейских фирм, что не позволяет собственным франшизам быстро развиваться. В прошлые рецессии франчайзинговая бизнес-модель доказала свою устойчивость и стала ведущим методом расширения. COVID-19 создал беспрецедентные проблемы для франчайзингового сообщества, но франчайзеры и франчайзи отреагировали быстро и осторожно, чтобы минимизировать потери. После ощутимого падения на франчайзиноговом рынке произошел подъем, характеризующийся несколькими факторами: уменьшение возможных рисков для начинающего предпринимателя; готовая концепция развития бизнеса, проверенная и отработанная основным предприятием; обучение работе бизнеса по подробным инструкциям. Данные факторы будут продолжать оказывать свое влияние на развития франчайзинга в ЕС и в дальнейшем.

Библиографические ссылки

Экономический словарь терминов. URL: https://gufo.me/dict/economics_terms (дата обращения: 11.06.2022).

2021 Top Global Franchises Ranking. URL: https://www.entrepreneur.com/franchises/topglobal/2021 (дата обращения: 10.06.2022).

Franchises in Europe. URL: https://topfranchise.com/international-franchise-opportunities/european/ (дата обращения: 18.06.2022).

Топ 30 европейских франшиз 2022. URL: https://f.partnerkin.com/c/evropejskie (дата обращения: 10.06.2022).

Fédération Française de la Franchise. URL: https://www.franchise-fff.com/ (дата обращения: 02.06.2022).

German Franchise Association. URL: https://en.franchiseverband.com/ (дата обращения: 29.06.2022).

Franchise statistics for Europe. URL: https://www.franchise-ed.org.au/uncategorized/franchise-statistics-for-europe/ (дата обращения: 23.06.2022).

COVID-19: Implications for business. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/risk-and-resilience/our-insights/covid-19-implications-for-business (дата обращения: 01.06.2022).

European Franchise Federation. URL: https://eff-franchise.com/ (дата обращеия: 02.06.2022).

Foreign direct investment reviews 2021: European Union. URL: https://www.whitecase.com/publications/insight/foreign-direct-investment-reviews-2021-european-union (дата обращения: 18.06.2022).

Загрузки

Опубликован

2022-10-02 — Обновлена 2022-09-30

Как цитировать

Рожкова, Л., & Сальникова, О. (2022). МЕЖДУНАРОДНОЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ. Fortus: экономические и политические исследования, (3(17). извлечено от https://fortus-science.ru/index.php/fs/article/view/386

Выпуск

Раздел

Мировая экономика и международные отношения