ВИННЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова:
винный туризм, винодельни, туристские зоны, спрос, малый бизнес, институциональный факторАннотация
В статье представлены результаты статистического и полевого исследований винного туризма на Юге России. Дается обзор литературы по теме, отмечается, что винный туризм в России изучен слабо. В статье представлено описание информационной базы, состоящей из 54 предприятий в пяти регионах Юга России, собранной методом контент-анализа и в ходе полевых исследований.
В работе использованы статистический и картографический методы исследования. Отмечается рост рынка винного туризма в нашей стране, связанный с общим ростом туристской индустрии и повышением конкуренции между винодельческими предприятиями. Рассматриваются региональные особенности развития винного туризма. В наибольшей степени данное направление развито в Краснодарском крае и Республике Крым (г. Севастополь). Ростовская область только начинает развитие винного туризма. В Ставропольском крае винный туризм развит в меньшей степени, винными турами здесь занимаются исключительно туристические агентства. Отмечается, что в первую очередь винный туризм начал развиваться в основных туристских зонах в связи с наличием спроса на данный вид туризма, при этом первыми в его развитие включились крупные предприятия, но следующими тенденцию подхватили совсем небольшие производители. Прослеживается, что малый бизнес в Краснодарском крае развивается по примеру зарубежных хозяйств – имеет собственную гостиницу и ресторан при винодельне. Отмечается, что больше туристов привлекают хозяйства, которые предлагают больше видов услуг. В то же время чем дальше от основных туристских зон, тем большее разнообразие видов услуг предлагается туристам на винодельнях. Немаловажное значение для развития винного туризма имеет событийный туризм – винодельни, которые организуют праздники и фестивали, привлекают больше туристов.